Говорит Ханси. Иидзука Саиджи

Говорит Ханси. Иидзука Саиджи

Иидзука Саиджи (Iizuka Saiji) родился в 1941 году в префектуре Канагава. Он начал заниматься кендо в средней школе. После окончания Индустриального Колледжа в Сидзуока он продолжил работать в частной компании.

Он представлял Сидзуока в многочисленных турнирах, включая Tōzai Taikō (Турнир Восток против Запада), Kokutai (Национальный Спортивный Трнир). Сдал экзамен на восьмой дан в 1990 году, и был удостоен звания Ханси в 1999 году.

Мой учитель, Исигаки Ёсиносуке

Я начал заниматься синай-кёги в средней школе, а после перешел в кендо. Я пошел работать в компанию Toray Mishima после того как закончил колледж, и служил в качестве капитана клуба кендо этой компании в течение пятнадцати лет, наша цель была победа на турнире национальных компаний (Jitsugyōdan). В то время Toray Mishima брала на работу выпускников высших учебных заведений по всей стране, которые были сильны в кендо, чтобы они стали частью нашей команды. Мы тренировались очень усердно чтобы соответствовать мастерству участников трех других клубов Toray, расположенных в Нагоя, Аити и Сига, которые уже имели в сумме десять национальных титулов.

Наши тренировки были направлены на победу в сиай, и мы вырабатывали свой собственный своеобразный стиль кендо. Тем не менее, наш Сихан, Исигаки Ёсиносуке, был совершенно свободен от влияния спортивной конкуренции и постоянно подчеркивал важность качества и правильного поведения в кендо. Сенсей Исигаки наставлял меня как капитана команды, соревноваться как приличествует Taishō (участник выходящий в последнем поединке командных соревнований). Как лицо команды, я был должен сражаться сильно, всегда с прямой осанкой и с полной решимостью вместо того, чтобы прибегать к обманным техникам. Он научил меня использовать живот и чистый ум. Каждый раз, когда я это забывал, он улыбался и говорил: “Твой живот все еще не является достаточно сильным. У тебя есть много навыков, но тебе надо развивать живот...” он сказал мне, что я должен доверять самому себе и всегда быть готовым к поединку с кем бы то ни было.

У меня было хорошее телосложение, и со стороны я выглядел отличным капитаном команды. Но я был слабым внутри, и часто не мог собраться в самых критических моментах поединков, когда проигрывали мои товарищи по команде. Исигаки-сенсей говорил нам, чтобы мы воздерживались от лишних или случайных атак. Его стиль кендо было невероятно красив. Для нас это был образец истинного кендо. Его суриаге-вадза и каеси-вадза демонстрировали идеальное сочетание атаки и защиты. Красоте и ясности его техники не было равных.

Я провел много лет изучая его стиль через митори-гейко, то есть смотрел и учился у настоящего мастера и в то же время упорно тренировался, чтобы побеждать в соревнованиях. Это не противоречит истинному пути кендо и я бесконечно благодарен сенсею Исигаки за то, что мы могли улучшать свои навыки и углублять наше понимание кендо. Я стремлюсь приблизиться к его уровню кендо, подражая его стилю. Я живу под девизом «Yagyu Sanma no Kurai», изучай, тренируй и совершенствуй.

Плоды Кендо в этот период моей практики были раскрыты таким образом, каким я никогда не мог себе представить. В 1969 году наша команда впервые выиграла региональный турнир Канто. Мы надеялись повторить эту победу в следующем году, но потерпели поражение за выход четвертьфинал. Мы были очень разочарованы и когда уже собирались покинуть Будокан, один из делегатов турнира попросили меня остаться. Оказалось что я был выбран, чтобы получить приз за боевой дух (награда за образцовое кендо). Я должен признать, что я был очень удивлен. Как мог человек, который не прошел даже в четвертьфинал получить такое звание? Позже я узнал, что решение было принято Мочида Мориджи-сенсеем.

Тот факт, что моё кендо похвалил такой мастер, наполнил меня уверенностью. Это открыло мне двери для успеха в моей второй попытке сдать экзамен на восьмой дан в 49 лет, относительно молодой возраст для того кто работает в частной компании. Все это благодаря тому, что я воспользовался возможностью учиться под руководством подходящего преподавателя. Я помню, что он сказал мне: «То, что будет оцениваться в экзамене на 8 дан, это красота твоего кендо».

Важность Ката кейко.

В последние годы многие люди с сожалением отмечают, что кендо удаляется от своей правильной формы и фокусируется только на достижении победы в турнирах. Эта критика не только относится к кендо на уровне школы и университета, но также и к кендо работающих людей. Их кендо становится всё больше похоже на соревновательный вид спорта, где игроки хлопают друг друга бамбуковыми палками, чтобы получить очки, не принимая во внимание истинные основы и принципы, лежащие на пути меча.

Кендо в его современном виде был разработан в середине периода Эдо, после создания защитного снаряжения для обучения с синаем. Методы и идеалы кендо развивались с течением времени. В послевоенный период кендо был введен в школьную программу в виде спортивных соревнований с новыми правилами, которые отдавали приоритет безопасности с целью распространения его практики, независимо от пола и возраста. Без конкурентного аспекта у кендо не было возможности развиваться и быть таким популярным как сегодня.

Тем не менее, кендо имеет свои истоки в Бусидо и его цель состоит в том, чтобы тренировать тело и ум через изучение техник использования меча. Это аспект кендо, который никогда не следует забывать, и это наша обязанность гарантировать, что эта традиционная культура сохранит свою целостность для будущих поколений. Это касается практикующих кендо высокого ранга (Kodansha), которые должны передавать это знание и для которых тот факт, что они достигли такого уровня указывает, что они обладают достаточными техническими навыками и пониманием необходимым для этого. Поэтому, кто хочет получить высокий дан должен быть готов изучать традиционное кендо как путь настоящего меча.

Конечно, современное кендо предполагает использование синая, чтобы бить по обозначенным целям. И форма и способ использования синая явно отличается от катаны, и неразумно думать, что действовать им можно таким же образом. Тем не менее, концептуально говоря, синай следует рассматривать как символическое представление меча. Именно эта идея лежит в основе важного урока: избегать бессмысленных или случайных атак и сосредоточить внимание на нанесении первого удара противнику –(shodachi). Кроме того если мы будем иметь в виду расположение режущей кромки (hasuji) и правильный хват (tenouchi), мы будем более искусны в использовании синая. Мы сможем выполнить Одзи-ваза убедительно, отразив атаку противника боковой поверхностью лезвия (Shinogi), так мы получим большее чувство реза, а не удара.

Однако, синай буквально означает «бамбуковый меч», и трудно приравнять ощущения от его использования к ощущениям от настоящего меча. По этой причине важно иметь опыт использования настоящего меча. Одним из способов достижения этой цели является практика Ниппон Кендо Ката с хабики (катана без режущей кромки). Ниппон Кендо Ката содержат все элементы традиционного кендо, и должны быть изучены серьезно параллельно с кендо с синаем, как одно из двух колес в тележке.

Некоторые люди утверждают, что камаэ и техники Кендо Ката далеки от современного кендо и поэтому стали неадекватными. Я думаю, что пренебрежение Ниппон Кендо Ката это пренебрежение традицией кендо, и это приведет к усилению спортивного соперничества в ущерб культурной ценности кендо. В связи с этим ката следует уделять большее значение в квалификационных экзаменах. Парадоксально, что неяпонские кенши гораздо лучше, чем их японские коллеги исполняют Ниппон Кендо Ката, потому что они придают большее значение их изучению. Это то, чего японское кенши должны стыдиться.

 

Ваше Семе направляется через кенсен?

Первое, на что экзаменаторы обращают внимание это осанка кандидата. У Вас есть правильное камаэ? Можете ли Вы показать качество и уверенность, полученные в результате многолетней практики? Является ли мощным ваше давление на противника? Ваше семе направляется через кенсен? Все эти вещи учитываются при выставлении оценки.

В отношении камаэ в классическом тексте по кендо Тиба Сюсаку, написано «Очень важно, держать своё камаэ с „полным умом“. Поскольку движение Ки предшествует уму, если его не направить в кенсен меча у тебя в руках, ты не сможешь оказать давление своим семе на противника.» Я часто вижу людей, которые стоят, как представляется, в правильном камаэ, но они не направляют свое семе в сторону противника. Они просто стоят. Есть некоторые школы, которые учат держать кенсен совершенно неподвижно, но на более низких уровнях, невозможно оказать давление на противника и создать уязвимости без перемещения кончика меча. Семе должно идти от сердца, направляться через левое бедро, левую руку и кенсен.

В книге Кендо, Сасабуро Такано, он утверждает, что «Кончик меча должен быть постоянно в движении, как непрерывный плеск небольших волн, или вертикальное подергивание хвоста трясогузки. Таким образом, начало вашего перехода к атаке будет скрыто от противника, что позволит провести более быструю атаку.» Конечно, это не означает, что кенсен следует перемещать чрезмерно, но он должен быть использован, чтобы “общаться” с вашим оппонентом в процессе семе.

Еще одна вещь, которую я часто вижу на экзаменах, это люди, которые атакуют своего противника, не выведя его сначала из равновесия. Они просто продолжают атаковать человека, не создавая открытий. Экзамен подобен гокаку-гейко или спаррингу между людьми одного уровня. Тот, кто обладает самым высоким уровнем мастерства, выходит на первое место. Те, у кого сильный кигурай (достоинство, гордость), смогут свободно применять техники, семе, открывая уязвимости и принуждая противника двигаться. Это своего рода кейко, которое надо практиковать каждый день. Каждая атака должна быть создана, а не выполняется в произвольном порядке.

Я также думаю, что есть много людей, которые пытаются получить более высокий ранг, не достигнув достаточного уровня в своих базовых техниках. Даже в базовом чудан-но-камаэ, если левая пятка слишком высока от пола, это приведет к тому, что вся левая нога станет согнутой и неэффективной. Вес должен быть равномерно распределен на обе ноги, и стойка должна быть стабильной и готовой к немедленному действию. Как писал Мочида Мориджи-сенсей: «Многие люди имеют базовые основы твердо установленные только в их сознании ...»

Экзамены на дан служат показателем ваших технических возможностей, и по этой причине отличаются от званий (Shogo). Таким образом, для целостности сущности кендо важно, чтобы критерии прохождения основывались на фактической способности, а не на годах опыта или на других личных факторах. Все кандидаты на высшие звания должны принимать это во внимание. Вы не должны пытаться сдавать экзамен просто потому, что прошло достаточно лет, и вы получили право на это. Сдавать экзамен надо только после того, как вы практиковали правильно в течение многих лет и полностью осознаете свой фактический уровень. Как и в финансовых операциях, «Экзамены должны сдаваться, когда вы сделали достаточно, чтобы получить результат».


Kendo World

Перевод — Москалев Олег