Что такое кендо?
Кендо - переводится с японского как "Путь Меча"
Современное японское искусство фехтования на мечах.
Древнее название искусства боя на мечах - Кен-дзюцу - "искусство владения мечом".
Начиная с девятого века и в течении почти тысячи лет непрерывных междоусобных войн на территории Японии , кендзюцу развивалось исключительно как техника уничтожения противника на поле боя.
Кендо, существующее сегодня - результат развития в использовании японского меча, охватывающего период больше, чем в 1000 лет.
Теория КЕНДО гласит следующее : первое - глаза, второе - ноги, третье - мужество, четвертое - сила.
Овладение принципом "ки-кен-таи но ичи" (дух-меч-тело как одно), "мааи"(дистанции), "камаэ" (положения тела и ума) и "дзансин" (состояния готовности) приводит к пониманию основ владения мечом. А участие в "сиаи" (поединках на определение победителя) приводит к выявлению скрытых в глубине нашей природы несовершенств, помогает увидеть их воочию и тем самым сделать первый шаг к их исправлению.
Кендо не преследует цели - победить врага во чтобы то не стало, а стремится к достижению совершенной гармонии меча, духа и тела, тем самым выходя за рамки личного и сиюминутного. Кендо не является средством удовлетворения собственного тщеславия, развлечением и уж тем более рубкой дров, а представляет собой тяжелейшую работу по развитию контроля над всем своим существом. Чтобы убить человека не нужно быть мастером меча, им нужно быть, чтобы в неимоверных условиях сохранить человеку жизнь. Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку - к развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом.
Цель современного Кендо - развитие здорового тела и сознания в результате продолжительного периода строгой практики. Естественно кендо является боевым искусством и в случае экстремальной ситуации для самозащиты кендоист может использовать любые продолговатые предметы используя их как меч.
В умелых руках деревянный меч превращается в грозное оружие. Известный японский фехтовальщик средневековья Миямото Мусаши за свою жизнь провел более 60 смертельных поединков и ни одного не проиграл. Примечательно то, что большинство поединков он провел с деревянным мечом против настоящего металлического оружия в том числе и свой самый знаменитый поединок с известным фехтовальщиком Сасаки Кодзиро. По легенде, плывя на лодке к месту поединка Мусаси выточил меч из деревянного весла.
В спортивном смысле Кендо представляет собой технику нанесения ударов мечом по определенным местам тела противника. Однако от остальных видов боевых искусств Кендо отличается своим духом, прошедшим сквозь столетия в неизменном виде. Изначальным девизом Кендо было - "Победа означает жизнь, поражение означает смерть". И, хотя сейчас эти слова нельзя понимать буквально, такой дух является основой серьезной практики Кендо и имеет непосредственное отношение к формированию гармонично развитого человеческого существа: в физическом, духовном и социальном отношениях.
В тренировках и поединках вместо катаны используется тренировочный меч синай, состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Защитное снаряжение является упрощенной копией самурайских доспехов и состоит из шлема на голову - мен, защиты кистей и предплечья - коте, защиты для туловища - до, и защиты для паха и бедер - таре. Доспехи защищают самые уязвимые и доступные для поражения части тела человека, они же и являются целями для атаки в кендо. Благодаря доспехам удары могут наноситься с полную скорость и силу без риска для здоровья.
В современном кендо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по центральной, левой или правой части головы, по правому запятью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища. Колющие удары разрешено наносить только в горло (На шлеме имеется специальный протектор для защиты от такого удара).
Центральным понятием в кендо является юко-датоцу - "эффективный удар". Во время тренировки, а также на соревнованиях очко за удар присуждается только если: чёткий удар по разрешённой цели на теле противника нанесён режущей кромкой меча с использованием главного принципа кендо "Ки-кен-тай-но-итти" - единства духа, меча и тела. Это означает, в удар должен быть вложен импульс движения всего тела, в правильной стойке и атакующий издаёт крик киай (яп. букв. "единение с духом"), позволяющий увеличить энергию удара. Таким образом оценивается эффективность нанесенного удара.
Строгие требования к эффективному удару были введены в связи с отсутствием реальных травм в поединке кендо. Поскольку считается что в реальном бою не на жизнь,а на смерть, с настоящими мечами (или как минимум с деревянными) с большей вероятностью победил бы (а значит и выжил) тот боец, который выполняет данные требования к нанесению ударов. Т.е. обладает должными техническими и ментальными качествами.
Необходимо также отметить, что на существующие правила в кендо повлияла исторически сложившаяся тактика ведения поединка: идеалом мастерства фехтовальщика считалось поражение противника одним смертельным ударом приводящем сразу к летальному исходу и желательно без контакта с его оружием (что бы не портить дорогой меч). Никаких ранений или легких касаний противника - только фатальные удары. Один удар - одна смерть.
Неотъемлемой частью кендо являются ката, формальный заранее определенный поединок (набор атак и контратак) без защитного снаряжения с деревянными или настоящими мечами. В ката участвуют два человека: ученик (сидачи) и учитель (учидачи). Учитель атакует ученика и производит первый удар, ученик делает контратаку и побеждает учителя.
В древности ката были единственным способом тренировки техники фехтования.