kendo.rostov.ru kendo-rostov.ru

РОСТОВСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕНДО ROSTOV KENDO FEDERATION

КЕНДО - ПУТЬ МЕЧА
Японское воинское искусство основанное на приемах с двуручным самурайским мечом

+7 (928) 602-46-37
kendo@rostov.ru


 
Главная
Федерация
Кендо
Иайдо
Расписание контакты
Отчеты
 
Ссылки, статьи, видео
Борьба с допингом
 
 
 

Противодействие использованию допинговых средств и методов в спорте

1. Не допускается использование спортсменами, участвующими в соревнованиях допинговых средств и методов, запрещённых к использованию в спорте в соответствии с перечнями таких средств и методов, утверждёнными в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

2. Допинговый контроль представляет собой взятие биологических проб и их исследование в целях выявления наличия в организмах спортсменов, участвующих в соревнованиях, допинговых средств или установления факта использования спортсменами допинговых средств и методов подготовки к соревнованиям.

3. Меры по противодействию использованию допинговых средств и методов включают в себя:
1) установление обязательного допингового контроля при проведении международных спортивных соревнований и всероссийских спортивных соревнований;
2) установление ответственности за использование допинговых средств или методов, а также за принуждение к их использованию и пропаганду их использования;
3) установление ответственности за фальсификацию лекарственных средств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав, реализацию таких лекарственных средств и пищевых добавок, а также за деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования допинговых средств и местах их приобретения;
4) предупреждение применения допинговых средств и методов;
5) установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов за нарушение правил обязательного допингового контроля.


В современных условиях употребление допинговых средств спортсменами наносит ущерб не только их здоровью, но и подрывает основы принципа «честной игры».

Употребление допинга ведет к неравенству условий участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу.

Указанная проблема не является до конца решенной и с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются).

Тема допинга особенно актуальна в современном спортивном движении, так как каждый спортсмен стремится повысить свои естественные возможности. Следует отметить, что в спорте давно и широко применяются различные средства для повышения физической подготовленности и сопротивляемости организма к действию различных факторов, в том числе и физической нагрузки. В настоящее время процесс подготовки к соревнованиям требует от спортсмена огромных затрат как временных, так и физических, что оставляет все меньше возможностей для отдыха и полного восстановления работоспособности. Однако не все спортсмены, использующие допинг, задумываются о последствиях его применения.

Существующий спортивный правопорядок не допускает использования спортсменами субстанций и методов, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством отдельного государства и (или) решениями Международного олимпийского комитета (МОК), Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), иных международных спортивных организаций.

Сорок восьмое правило Олимпийской хартии (медицинский кодекс) гласит: «МОК устанавливает Медицинский кодекс, который предусматривает, помимо прочего, запрет на использование допинга; определяет списки классов запрещенных медикаментов и процедур: предусматривает обязанность со стороны участников пройти медицинский контроль и осмотр, а также санкции, которые должны применяться в случае нарушения этого Медицинского кодекса».

Видимо, это заложено в природе человека - стараться выиграть у соперника, быть победителем любой ценой, часто даже за счет собственного здоровья. Использование различного рода стимуляторов для повышения физической и психической работоспособности отмечалось еще в древности. Применение различных допингов и стимуляторов приносит не меньший вред здоровью спортсменов, чем травмы и запредельные нагрузки. Как отмечает Р.Д. Сейфулла, «проблемы допинга и фармакология были тесно связаны еще в древнейшие времена. Имеются сведения, что на античных олимпиадах атлеты снабжались какими-то «чудодейственными лекарствами».

Говоря о значении термина «допинг» (англ. doping, от англ. dope — давать наркотики), следует отметить, что он означает фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.

В международном спортивном движении долгое время официального определения понятия «допинг» не было вообще. С увеличением количества наименований стимулирующих препаратов стала очевидной необходимость их классифицирования, а для составления классификации и перечня допинговых веществ важно установить границы, в пределах которых то или иное вещество следует считать допингом. Такие границы устанавливаются в общей форме определением понятия «допинг». Потребность в формулировании этого понятия явилась причиной создания его определений в документах международного спортивного движения, которые определяли допинг, в основном, как применение средств и различных веществ, искусственно приводящих к повышению работоспособности во время спортивных соревнований.

Так, в 1972 году МОК уже использовал следующее определение: «Допингом является прием или использование чужеродных для организма веществ в любой форме или физиологических веществ в ненормальных количествах и вводимых ненормальными методами здоровым людям с исключительной целью обеспечить искусственное и нечестное увеличение достижений в соревнованиях. К допингам должны быть отнесены различные психологические воздействия, направленные на повышение спортивных результатов».

В 1977 году в Большой медицинской энциклопедии Ю.В. Буров определял допинг в медицине как «... вещества, временно усиливающие физическую и психическую деятельность организма», а под допингом в спорте, в соответствии с рекомендациями Медицинской комиссии МОК, Н.Д. Граевская понимала «... введение в организм спортсмена перед соревнованием или в ходе его фармакологических веществ, способствующих искусственному повышению спортивного результата».

В зарубежных работах определения понятия «допинг» сходны с приведенными выше. Например, в работе о стероидах 1988 года А.Л. Стриклэнд понятие «допинг» определяет как «... специальное применение фармакологических веществ с целью искусственного повышения физической и психической работоспособности спортсмена».

Первым международно-правовым документом по борьбе с допингом стала Конвенция против применения допинга ETS № 135125, подписанная 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами – членами Совета Европы, иными государствами – участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других.

В соответствии со статьей 2 указанной Конвенции «допинг в спорте» означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга.

В целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте стороны Конвенции № 135 обязались принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для реализации конвенции.

Основное содержание Конвенции № 135 сводится к тому, что стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте. Они следят за практическим применением Конвенции, препоручая в случае необходимости осуществление некоторых положений Конвенции какому-либо правительственному или неправительственному спортивному учреждению, избранному для этой цели, или спортивной организации.

Следующим практическим шагом международного спортивного сообщества в борьбе с допингом стало принятие в марте 2003 года Копенгагенской декларации о борьбе с допингом в спорте. Основной целью документа является поддержка роли Всемирного антидопингового агентства и принятого им Всемирного антидопингового кодекса127. В настоящее время Копенгагенская декларация подписана правительствами 163 государств, однако она не является юридически обязательным документом и не охватывает в полном объеме всех проблем допинга в спорте, в том числе тех, решение которых входит в компетенцию правительств.

Крупным событием последних лет, вызванным быстрыми переменами в области борьбы с допингом, стало принятие Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, цель которой в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения.

Для достижения цели Конвенции государства-участники должны принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, соответствующие принципам Всемирного антидопингового кодекса; поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований, а также содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте, в частности, сотрудничеству со Всемирным антидопинговым агентством.

В России государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте.

В целях исполнения своих международных обязательств, принятых путем ратификации Конвенции против применения допинга ETS № 135129, подписанной 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами – членами Совета Европы, иными государствами – участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других130, и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте в российское законодательство были включены специальные положения, касающиеся противодействия использованию допинговых средств и (или) методов в спорте.

Так, Федеральным законом от 07.05.2010 № 82-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесены существенные изменения в базовый закон, регламентирующие ранее не урегулированные аспекты борьбы с допингом и направленные на создание комплексной системы мер противодействия этому явлению в спорте.

Статья 26 Федерального закона № 329-ФЗ в прежней редакции не давала определения понятию «допинг», а лишь устанавливала запрет и раскрывала меры по противодействию использования допинговых средств и (или) методов в спорте, в то время как понятие «допинг» гораздо шире. В новой редакции п. 1 ст. 26 законодатель впервые дает определение понятию «допинг» в соответствии с определением, содержащимся в Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирным антидопинговым кодексом 2009 года132, на положения которого в качестве основы для принятия мер в борьбе с допингом в спорте ссылается конвенция.

Законодатель определяет допинг в спорте как нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Перечень запрещенных в спорте допинговых средств и методов составляется в соответствии с Международным стандартом Всемирного антидопингового агентства - Запрещенным списком, обновляемым ежегодно и включенным в Приложение 1 к Конвенции. Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По нашему мнению, безусловной заслугой действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ является закрепление в пункте 3 статьи 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, раскрывающего содержание понятия «допинг». К таким нарушениям закон относит следующее: использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы; нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании; фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства; распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

Законодатель делает акцент на том, что в качестве доказательства нарушения антидопинговых правил, связанных с наличием запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена, а также организма животного, участвующего в спортивном соревновании, может выступать аналитический результат, полученный только лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством. Однако необходимо отметить, что факты, относящиеся к другим нарушениям антидопинговых правил, перечисленных в п. 3 ст. 26 Закона о спорте, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание.

В целях обеспечения реализации запрета на применение допинга в спорте необходимо использование таких правовых средств, как установление обязательного контроля за его соблюдением и ответственности за его нарушение.

Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте по смыслу идеи права нужны для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований. То есть физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными.

Статья 26 действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет допинг-контроль как процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Одновременно с этим, законом предусмотрен термин «тестирование», который определяется как элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Важным фактом является то, что допинг-контроль предусматривается также для участвующих в спортивных соревнованиях животных. То есть в любом виде спорта, в котором задействованы животные, международные федерации должны разработать и утвердить правила проверки на допинг этих животных.

Допинговый контроль направлен на противодействие нарушению общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в том числе использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; защиту прав спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга; применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации); содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним.

Таким образом, проблема допинга и реализации допинг-контроля сегодня из чисто спортивной превратилась в глобальную. Способы ее решения могут быть найдены только при взаимодействии органов государственной власти между собой на национальном уровне, а также при взаимодействии на международном уровне – между правительствами государств и организациями олимпийского движения.

Объявления:

Наши партнеры:

 
 
 
 
 
 
Designed by Warlock